Тула
21 января 2015 Соискателям, Новости трудоустройства, Работодателям
Е.С. Нечаева, Т.Н. Вакуленко
При подготовке к проводимому ООО «Работа для Вас» (Тула) ежегодному конкурсу выпускников Вузов и ССузов «Лучший выпускник – 2015» было запланировано, организовано и проведено пилотное исследование требований работодатей к выпускникам вузов и оценки работодателями уровня подготовки выпускников. В конкурсе традиционно участвуют выпускники широкого спектра специальностей различных вузов, поэтому в анкету для исследования были включены только общекультурные компетенции в наиболее общей формулировке.
Первая часть анкеты включала вопросы, позволяющие выяснить степень необходимости владения общекультурными компетенциями для успешного начала работы выпускника в организации-работодателе:
В первой части анкеты применялись закрытые вопросы, содержащие следующие варианты ответов:
Вторая часть анкеты включала вопросы, позволяющие выяснить степень владения общекультурными компетенциями большинством выпускников вузов, трудоустроившихся в организации-работодателе. В список вопросов включены компетенции из первой части анкеты, значимость которых оценивалась работодателями.
Во второй части анкеты применялись закрытые вопросы, содержащие приведенные ниже варианты ответов. На вопросы 1-6:
Варианты ответов на вопрос о владении иностранным языком отличались от остальных:
В опросе приняли участие работодатели, представляющие различные виды экономической деятельности.
Результаты обработки ответов работодателей приведены на рис.1-7.
На рисунках совмещены ответы работодателей по первой и второй части анкеты:
На основе данных, представленных на рис.1-7, можно сделать следующие выводы:
Работодатели считают, что можно научить выпускников в процессе работы таким компетенциям как знание основ делопроизводства и деловой переписки (35,3%), знание основ делового этикета и переговоров (33,3%), знание основ законодательства (29,4%), владение профессиональными программными продуктами (25,0%).
Не обязательными и не важными по мнению работодателей являются компетенции знание иностранного языка (37% и 18,8%) и знание основ законодательства (11,8% и 11,8%).
По вопросу знания иностранного языка мнения работодателей поляризированы (рис.7): организации, активно работающие с иностранными партнерами, считают компетенцию желательной, остальные – не обязательной и не важной.
Таким образом, можно отметить в целом очень невысокий уровень требований работодателей к компетенциям выпускников. По большинству компетенций работодатели готовы брать на себя работу по доведению уровня подготовки выпускников до необходимого для организации уровня.
Ответы работодателей, относящиеся к оценке уровня фактической компетентности выпускников (рис.1-7), позволяют сделать выводы, что выпускники:
Выводы, сформулированные на основе частотных распределений, полученных в результате пилотного исследования (рис.1-7), отражают основные позиции работодателей по вопросам анкеты.
В исследовании предложены три группы относительных показателей:
Для вычисления первых двух коэффициентов использовались:
Коэффициенты вычислены как сумма произведений соответствующих долей ответов на их веса. Веса в исследовании вычислены в двух вариантах: по линейной и квадратической функциям. После проведения расчетов и анализа было выявлено, что квадратические веса более точно отражают характер требований работодателей.
Вычисленные значения коэффициентов требований работодателей и коэффициентов уровня компетентности выпускников приведены на рис. 8-9. На основе вычисленных коэффициентов (рис.8-9) можно сделать следующие выводы:
Для сопоставления требований работодателей и уровня компетентно-сти выпускников вычисляются коэффициенты соответствия уровня компе-тентности выпускников требованиям работодателей как частное от деления коэффициента уровня компетентности выпускников на коэффициенты требований работодателей по соответствующим компетенциям. Коэффициенты вычислены для линейной и квадратической функции весов (рис. 10).
На основе коэффициентов по всем компетенциям вычислен обобщенный (средний) коэффициент соответствия, который равен для линейных и квадратичных весов соответственно 0,89 и 0,82.
Расчет позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, работодатели вынуждены проводить обучение выпускников необходимым компетенция в процессе адаптации и в начале работы. Актуальными и необходимыми являются меры по согласованию процессов и результатов подготовки выпускников вузов и требований рынка труда.