Найти работу в Туле

Тула  

21 января 2015  Соискателям, Новости трудоустройства, Работодателям

Исследование соответствия уровня квалификации выпускников вуза требованиям работодателей

Е.С. Нечаева, Т.Н. Вакуленко

При  подготовке к проводимому ООО «Работа для Вас» (Тула) ежегодному конкурсу выпускников Вузов и ССузов «Лучший выпускник – 2015» было запланировано, организовано и проведено пилотное исследование требований работодатей к выпускникам вузов и оценки работодателями уровня подготовки выпускников. В  конкурсе традиционно участвуют выпускники широкого спектра  специальностей различных вузов, поэтому в анкету для исследования были включены только общекультурные компетенции в наиболее общей формулировке.

Первая часть анкеты включала вопросы, позволяющие выяснить степень необходимости владения общекультурными компетенциями для успешного начала работы выпускника в организации-работодателе:

  1. знание основ делопроизводства и деловой переписки, умение применить их на практике,
  2. знание основ делового этикета и переговоров, умение применить их на практике,
  3. знание типовых правил внутреннего трудового распорядка и готовность соблюдать их на работе,
  4. компьютерная грамотность, умение уверенно работать как минимум в Microsoft Office,
  5. знание основ законодательства,
  6. владение профессиональными программными продуктами,
  7. знание иностранного языка, как минимум  умение бегло читать и переводить профессиональные тексты, объясняться с деловым партнером.

В первой части анкеты применялись закрытые вопросы, содержащие следующие варианты ответов: 

  • необходимо 
  • желательно
  • можно научить при адаптации (в процессе работы)
  • не обязательно
  • не важно.

Вторая часть анкеты включала вопросы, позволяющие выяснить степень владения общекультурными компетенциями большинством выпускников вузов, трудоустроившихся в  организации-работодателе. В список вопросов включены компетенции из первой части анкеты, значимость которых оценивалась работодателями.

Во второй части анкеты применялись закрытые вопросы, содержащие приведенные ниже варианты ответов. На вопросы 1-6: 

  • знают и применяют на практике
  • знают и умеют применять, но необходим систематический  контроль
  • знают, но не умеют (не стремятся) применять, требуется разъяснение
  • не знают, но стремятся освоить в процессе адаптации
  • не знают и не стремятся осваивать

Варианты ответов на вопрос о владении иностранным языком отличались от остальных: 

  • знают и уверенно применяют на практике
  • знают и умеют прочитать, перевести, объясниться
  • владеют крайне неуверенно
  • не знают, но стремятся освоить в процессе работы
  • не знают и не стремятся осваивать.

В опросе приняли участие работодатели, представляющие различные виды экономической деятельности.

Результаты обработки ответов работодателей приведены на рис.1-7.

На рисунках совмещены ответы работодателей по первой и второй части анкеты: 

  • оценка необходимости компетенции для успешной работы (необходимо, желательно, можно научить при адаптации (в процессе работы), не обязательно, не важно), отраженная на оси Х;
  • оценка уровня компетенции трудоустроенных выпускников (знают и применяют на практике; знают и умеют применять, но необходим систематический  контроль; знают, но не умеют (не стремятся) применять, требуется разъяснение; не знают, но стремятся освоить в процессе адаптации; не знают и не стремятся осваивать), явно не отраженные на оси Х, но обозначенные на графике отрезками прямой линии.

На основе данных, представленных на рис.1-7, можно сделать следующие выводы:

  • необходимыми являются компьютерная грамотность и знание типовых правил внутреннего трудового распорядка с точки зрения соответственно 87,5% и 50,0% работодателей;
  • желательным является знание основ делового этикета и переговоров (46.7%) и знание иностранного языка (31,3%).

 

Работодатели считают, что можно научить выпускников в процессе работы таким компетенциям как знание основ делопроизводства и деловой переписки (35,3%), знание основ делового этикета и переговоров (33,3%), знание основ законодательства (29,4%),  владение профессиональными программными продуктами (25,0%).

Не обязательными и не важными по мнению работодателей являются компетенции знание иностранного языка (37% и 18,8%) и знание основ законодательства (11,8% и 11,8%).

По вопросу знания иностранного языка мнения работодателей поляризированы (рис.7): организации, активно работающие с иностранными партнерами, считают компетенцию желательной, остальные – не обязательной и не важной. 

Таким образом, можно отметить в целом очень невысокий уровень  требований работодателей к компетенциям выпускников. По большинству компетенций работодатели готовы брать на себя работу по доведению уровня подготовки выпускников до необходимого для организации уровня.

Ответы работодателей, относящиеся к оценке уровня фактической компетентности выпускников (рис.1-7), позволяют сделать выводы, что выпускники:

  • знают и применяют на практике компетенцию компьютерная грамотность (64,3% ответов работодателей), основы делопроизводства и деловой переписки (35,7%); 
  • знают и частично соблюдают типовые правила внутреннего трудового распорядка (50,0%), знают и умеют применять основы делопроизводства и деловой переписки (35,7%);
  • знают, но не умеют применять основы делопроизводства и деловой переписки (28,6%);
  • владеют крайне неуверенно иностранным языком (50,0%).
  • не знают, но стремятся освоить работу с профессиональными программными продуктами (61,5%), основы законодательства (57,1%), основы делового этикета и переговоров (42,9%),  основы делопроизводства и деловой переписки (28,6%).

Выводы, сформулированные на основе частотных распределений, полученных в результате пилотного исследования (рис.1-7), отражают основные позиции работодателей по вопросам анкеты. 

В исследовании предложены три группы относительных показателей:

  1. коэффициенты требований работодателей;
  2. коэффициенты уровня компетентности выпускников;
  3. коэффициенты соответствия уровня компетентности выпускников требованиям работодателей.

Для вычисления первых двух коэффициентов использовались:

  • доли ответов респондентов по каждой категории,
  • веса, отражающие значимость вариантов ответов (табл. 1). 

Коэффициенты вычислены как сумма произведений соответствующих долей ответов на их веса.  Веса в исследовании вычислены в двух вариантах: по линейной и квадратической функциям. После проведения расчетов  и анализа было выявлено, что  квадратические веса более точно отражают характер требований работодателей.

 

Вычисленные значения коэффициентов требований работодателей и коэффициентов уровня компетентности выпускников приведены на рис. 8-9. На основе вычисленных коэффициентов (рис.8-9) можно сделать следующие выводы:

  • ранги выраженности требований работодателей и уровня компетенций выпускников совпадают, за исключением знания иностранного языка и профессиональных программ;
  • уровень требований работодателей является невысоким: коэффициенты требований по всем компетенциям кроме компьютерной грамотности существенно ниже максимального значения, равного единице; 
  • уровень компетентности выпускников по всем компетенциям в целом невысокий: существенно ниже максимального значения, равного единице.

 

Для сопоставления требований работодателей и уровня компетентно-сти выпускников вычисляются коэффициенты соответствия уровня компе-тентности выпускников требованиям работодателей как частное от деления коэффициента уровня компетентности выпускников на коэффициенты требований работодателей по соответствующим компетенциям. Коэффициенты вычислены для линейной и квадратической функции весов (рис. 10).

На основе коэффициентов по всем компетенциям вычислен обобщенный (средний) коэффициент соответствия, который равен для линейных и квадратичных весов соответственно 0,89 и 0,82.

Расчет позволяет сделать следующие выводы: 

  • по всем компетенциям кроме иностранного языка уровень компетентности выпускников ниже требований работодателей,
  • средний коэффициент соответствия также меньше единицы, т.е.  общая компетентность выпускников ниже общей системы требований работодателей.

Таким образом, работодатели вынуждены проводить обучение выпускников необходимым компетенция в процессе адаптации и в начале работы. Актуальными и необходимыми являются меры по согласованию процессов и результатов  подготовки выпускников вузов и требований рынка труда.